(матеріал на російській мові)
Еще в начале мая 2014 года гражданские, трудовые и конституционные права жителей Донбасса
стали массово нарушаться. Начиналось все с информационной блокады, затем невыплатам людям
пенсий, зарплат, стипендий, а закончилось потерей контроля некоторых частей Луганской и
Донецкой областей. А с июня 2014 года, после обострения ситуации на Востоке Украины и
началом боевых действий, многие жители Донбасса были вынуждены покинуть свои дома и
переселиться в более отдаленные от войны области Украины. Каждый день эти люди
сталкиваются с большим количеством проблем, начиная от поиска жилья и работы, заканчивая
отсутствием возможности оформить субсидию, что бы хоть как то сэкономить на коммунальных
платежах.
Отдельно нужно выделить вопрос о пенсионерах переселенцах.
Жители Донбасса, которые переехали с временно неподконтрольной украинской власти
территории и стали на учет как переселенцы в подконтрольных городах на сегодняшний день
лишены возможности выбирать Банки, которые могут выплачивать их пенсии. Согласно
постановления КМУ №365 от 08.06.2016 года, которое к слову регламентирует порядок выплат
социальных пособий (!!!), а не пенсий, внутренне перемещенное лицо (ВПЛ) обязано получать
социальные выплаты-пенсии только в государственном «Ощадбанку». Это постановление грубо
нарушает право гражданина Украины выбирать финансовое учреждение, в котором он желает
обслуживаться.
Так же вышеуказанным постановлением введен контроль проверки так называемых «социально-
бытовых условий», которые раз в два месяца проводят социальные инспектора управления труда и
социальной защиты населения (УТиСЗН). Хотя фактически это проверка места проживания ВПЛ
по указанному адресу на подконтрольной территории. В случае если ВПЛ не прошел данную
проверку, то на основании составленного акта, переселенцу блокируют социальные и пенсионные
выплаты, до того момента пока он не явиться в УТиСЗН и не предоставит пояснения его
отсутствия. После предоставленных пояснений, социальная служба назначает очередную
проверку, которая из-за сильной загрузки социальных инспекторов может затянуться до двух
месяцев. А в случае если в момент повторной проверки переселенца не оказалось дома, выплаты
блокируются на шесть месяцев, без права на очередную проверку. Все это время переселенцам
пенсия и пособие не выплачиваются. Люди банально умирают с голода.
С мая 2016 года, помимо проверок социальными службами УТиСЗН, правительством были
введены еще ряд контролирующих органов, которые отслеживают перемещение переселенцев. К
ним относятся: Национальная Полиция, СБУ, Госпогранслужба, Минфин и пр. Основной задачей
данных органов является мониторинг перемещения ВПЛ на неконтролируемую территорию или за
границу Украины. В случае если переселенец выехал на неконтролируемую территорию на срок
более 60 дней, то вышеперечисленные органы передают информацию в Минсоцполитики, та в
свою очередь блокирует выплату пенсии и пособий.
Такие действия являются грубым нарушением Конституции Украины, в частности ст.38, которая
гарантирует каждому гражданину свободу перемещения, свободный выбор места проживания,
свободный выезд за ее пределы и пр.
Согласно предоставленной статистики Минсоцполитики по состоянию на июнь 2017 года из-за
блокировок пенсий без средств существования остались около 100тыс. переселенцев.
Острым остается вопрос о пунктах пропуска с/на неконтролируемой территории.
Из-за небольшого количества КПВВ (контрольный пункт въезда выезда), всего их пять (Гнутово,
Новотроицкое, Марьинка, Зайцево, Станица Луганская) и двенадцати часового графика роботы,
гражданам, которым необходимо пересечь пункт пропуска приходиться стоять в очередях до трех
суток. Так же учитывая большой пассажирский и автомобильный поток, появляется высокий
уровень коррупции «на местах» среди пограничной службы Украины. Для того что бы пройти в
«ускоренном» режиме КПВВ сумма взятки достигает 1000 грн. с автомобиля, и это только с
украинской стороны. Есть информация что со стороны незаконных вооруженных формирований
Л/ДНР сумма колеблется от 1000 до 2500 росс. руб.
Для решения этих проблем необходимо поднимать вопросы по увеличению количества КПВВ, но
фактически власть не принимает никаких действий. Для примера, осенью 2015 года было
анонсировано открытие нового пункта пропуска на Луганщине (КПВВ «Золотое»), которое
соединяет города Лисичанск – Попасная – Первомайск-Луганск. Но в связи с тем, что в минском
формате стороны по переговорному процессу не смогли прийти к общему решению, вопрос до
сегодняшнего дня остается открытым. Пункт пропуска фактически сооружен, но не
функционирует.
В итоге в Луганской области существует только один КПВВ «Станица Луганская», который
работает только для пешего прохода. В летнее время его пересекает до десяти тысяч человек в
день. В основном это пенсионеры, которые выезжают из Луганской области для переоформления
пенсионных выплат. Из-за жаркой погоды и многочасовых очередей люди часто теряют сознание,
так же Общественными организациями были зафиксированы факты смерти на переходе.
Социальные пособия и социальные пенсии.
Многие многодетные семьи, инвалиды, матери одиночки, и другие незащищенные слои
населения выехали из ОРДЛО (отдельные регионы Луганской и Донецкой областей) в 2014 году.
Переоформили пособия и выплаты на подконтрольной украинской власти территории, но в связи с
тем, что данные пособия очень маленькие (в среднем 2500 грн.), а работу найти не
предоставляется возможным, многие вынуждены возвращаться обратно. Т.к. у многих остались
собственные дома, а стоимость коммунальных услуг в ОРДЛО в 3 раза ниже. Переселенцы
оформляют соц. выплаты на украинской территории, а фактически живут в ОРДЛО.
Общественные Организации постоянно выступают с инициативами и разработками
законопроектов по урегулированию социальных и пенсионных выплат жителям ОРДЛО на
основании практик Молдовы (Приднестровье), Грузии (Абхазия, Северная Осетия), Кипра
(Северный Кипр). Но до сегодняшнего дня ни один законопроект не был принят и рассмотрен
Парламентом.
Проблематика по кредитным правоотношениям.
Многие граждане Луганской и Донецкой областей лишились работы, бизнеса и других средств
существования. В связи с этим большинство жителей Донбасса, которые имели кредитные
правоотношения с Банками и другими кредиторами перестали вносить ежемесячные платежи. И
массово стали выходить на просрочку. Государство в свою очередь разработало и приняло Закон
«О временных мероприятиях на период проведения антитеррористической операции» от
14.04.2014 года. В котором ввела мораторий на исполнение договорных правоотношений и
приостановление начисления штрафов и пеней на основную сумму задолженности (ст. 2). Но в
Законе не сказано о приостановлении начисления процентов на сумму долга. В связи с этим сумма
начисляемых Банками процентов за три года АТО превышает сумму основного долга (тело
кредита) в 5-10 раз. Такая политика Государства вводит заемщиков в финансовую кабалу из
которой в последствии выбраться практически невозможно.
Проблематика разрушенной инфраструктуры Донбасса.
В результате активных боевых действий в значительной степени пострадала инфраструктура
Донбасса. Разрушены объекты тяжелой промышленности, остановлены объекты химической
промышленности, шахты, доменные и стеклоплавильные печи. Разграблены заводы, фабрики и
ТЭС. В значительной степени либо частично разрушены частные дома и объекты коммунального
хозяйства. Ориентировочный ущерб по состоянию на 2017 год оценивается в 50 миллиардов
гривен. В Кабмине на протяжении трех лет поднимается вопрос о принятии Постановления
регламентирующего возмещение ущерба в результате АТО. Но до сегодняшнего дня нет ни
Закона, ни постановления, ни внесенных поправок в госбюджет на восстановление поврежденной
инфраструктуры.
Проблематика доступного жилья для переселенцев.
Для переселенцев, которые выехали с ОРДЛО и которые приняли решение приобрести
недвижимость на контролируемой территории, Государство разработало программу доступного
жилья. Но на сегодняшний день оно существует лишь на бумаге. Если изучить Проект Закона
Украины «О государственном Бюджете» на 2018 год, то ни в Министерстве по временно
оккупированным территориям, ни в Минрегионстрое, ни Минсоцполитики статья расходов на
Программу льготного кредитования жилья для переселенцев не предусмотрена. Как не была
предусмотрена и в прошлогоднем Законе «О государственном бюджете». Так же нет
разработанной государственной стратегии для решения этого вопроса. Стоит отметить и тот факт,
что переселенцу практически невозможно оформить ипотеку в Банке даже не на льготных
условиях. Это обусловлено тем, что в банковском учреждении переселенцы считаются группой
риска, которые при возникновении просрочки по кредиту могут выехать на неконтролируемую
территорию.