Джерело Голос.Юа
Новый законопроект №6232 от Президента Петра Порошенко о внесении изменений в украинское процессуальное законодательство заслуживает самого внимательного изучения. Речь не только о нашумевшем «автоматическом аресте средств» на банковских счетах, а о более глубокой реформе, даже более того – цифровой революции.
Судебная «Матрица»
Основным ядром судебного процесса должна стать Единая судебная информационно-телекоммуникационная система (далее – ЕСИТС). Именно через нее будет осуществляться весь документооборот всей судебной системы – от иска до исполнительного листа и приговора.
Среди прочего она будет обеспечивать режим видеоконференции во время судебного заседания.
В этой системе будут в обязательном порядке регистрировать официально свои электронные адреса адвокаты, нотариусы, частные исполнители, арбитражные управляющие, судебные эксперты, госорганы, органы местного самоуправления и предприятия государственного и коммунального сектора экономики.
Доступ к ЕСИТС обычные граждане и предприятия будут получать только в тех судебных делах, где они принимали участие.
Некоторые изменения в судебном процессе
Предложенные изменения охватывают значительные части процессуального законодательства и будут интересны, прежде всего, юристам. Мы же остановимся лишь на некоторых моментах.
Так, в Криминальном кодексе появится отдельная статья, предусматривающая ответственность за представительство интересов лица в суде без оформленных полномочий. Адвокат обязан будет внести в ордер ведомостей информацию об ограничении полномочий, установленных договором о предоставлении юридический помощи.
В криминальном процессе главенствующий судья будет выступать в двух качествах – судьи при личном рассмотрении дела и в качестве судьи-докладчика, определенного ЕСИТС при распределении дела.
Пересмотр судебных решений может быть не только по вновь выявленным, но и по исключительным обстоятельствам.
Исключительными обстоятельствами для пересмотра решения суда признаются три случая: решение Конституционного суда, решение международного суда, установление виновности в преступлении судьи или прокурора, повлиявшего на судебное решение.
При этом, по новым обстоятельствам криминальное производство будет осуществляться судом, который вынес решение по этому дело ранее.
Изменения в криминально-процессуальном кодексе регламентируют формирование и функционирование объединенной палаты Кассационного криминального суда. Криминальное производство в кассационной инстанции осуществляется Верховным Судом.
Изменения укрепляют элементы прецедентного права в украинской системе права. Так, если ранее суд мог отступить от правовой позиции Верховного суда, изложенной в его выводах и привести свои мотивы, то теперь это не допускается (при рассмотрении общественно опасных деяний).
Были внесены изменения в закон Украины о международном коммерческом арбитраже. Сторонам разрешили заключать соглашения с помощью электронных сообщений. Третейский суд получает более широкие возможности для принятия решения, в случае, если какая-либо из сторон не предоставляет доказательства.
Банки обяжут открывать информацию, являющуюся банковской тайной, суду или государственному исполнителю при исполнении решений об аресте средств.
Были расширены параметры ведомостей, которые закрываются для общего доступа в реестре судебных решений (можно ознакомиться в интернете).
Помимо персональных данных участников процесса, будут скрываться имена судей, имена участников процесса – третьих лиц, а также лиц, по которым было принято решение на уровне международного суда.
Если последнее известное место проживание гражданина находится на неконтролируемой территории, то суд может вызывать или уведомлять такого гражданина с помощью объявления на своем веб-ресурсе.
Помощников у судьи может быть не один, а несколько.
Изменения ставок судебного сбора и премия за сговорчивость
Также были внесены изменения в размер ставок судебного сбора
Судебный сбор можно будет оплатить как наличными, так и в безналичной форме через интернет в режиме онaлайн.
Государство подталкивает граждан и юрлица договариваться в судах полюбовно. В случае заключения мирового соглашения, суд возвращает истцу 50% судебного сбора, оплаченного при подаче иска.
Подняв цену иска, государство может пойти на рассрочку оплаты, но не снижение. На рассрочку или отсрочку оплаты могут рассчитывать, малообеспеченные, военнослужащие, предметом иска являются социальные, трудовые, семейные или жилищные права.
Арест денежных средств
В закон об исполнительном производстве появится раздел о системе автоматизированного ареста средств на банковских счетах. Именно эта новация вызвала наибольший резонанс в СМИ.
Данная система будет частью ЕСИТС.
Примечательно, что весь процесс ареста денег на счетах будет проходить на автоматическом уровне без вмешательства работников банка в работу системы.
Подробный порядок функционирования системы автоматизированного ареста средств будет определяться отдельным Положением, которое разработают Минюст и НБУ.
Постановление государственного исполнителя про арест средств на банковском счету будет выполняться мгновенно с момента внесения соответствующей записи в автоматизированную систему.
Цифровое неравенство
Предложенный Президентом законопроект, помимо автоматического списания средств должника, затрагивает еще одну важную социальную проблему. Хорошо, что Делопроизводство и документооборот тотально переводится в электронную форму, вплоть до того, что подать иск в электронной форме будет дешевле.
Часть уведомлений о судебном процессе (если речь касается неконтролируемых территорий, например) тоже будет транслироваться через интернет. А это значит, что государство обязано включать в расчет минимального прожиточного минимума (когда формируется потребительская корзина) – услуги интернет- связи, как минимум, а в идеале -приобретение смартфона для считывания информации.
Иначе половина граждан окажется отрезанной от правосудия. Не говоря уже о том, что интернет-покрытие у нас охватывает в лучшем случае только половину граждан. О тотальной диктатуре адвокатов в системе украинского правосудия сказано уже было немало.
Все это ведет к так называемому «цифровому неравенству», когда граждане не сумевшие вписаться в изменение информационных технологий и прогресс, оказываются навсегда опрокинутыми в бедность.